БЕТХОВЕН ЛЮДВИГ



Бетховен ЛюдвигБЕТХОВЕН Людвиг (1770—1827). Жителям Вены хорошо знаком этот пожилой,  коренастый человек, с широколобым обветренным лицом и взлохмаченными волосами. Ежедневно, в любую погоду, он выходит из дому. Чувствовать простор, видеть небо ему так же необходимо, как писать музыку. Быстрыми шагами идёт он вдоль крепостного вала. Смотрит на низко бегущие тучи, видит, как гнутся под ветром деревья, беспокойно летают птицы. Но ни их крика, ни шума ветра он не сгышит. Бетховен глух...

Это началось ещё в ту пору, когда к нему пришла слава. Он — знаменитый пианист и композитор. В музыке его сонат— «Патетической» и «Лунной» — глубокие чувства, стремительный порыв. Бетховен вдохновлён идеями ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ — лозунгом свободы, равенства, братства людей. Он полон сил, больших музыкальных замыслов. И тут его настигает несчастье, самое страшное для музыканта,— глухота.

В мучительной борьбе с этим недугом рождается «Героическая симфония». Траурный марш этой симфонии звучит не мрачно, а спокойно и просветлённо. Ведь герой пожертвовал жизнью ради счастья народа. И его цели осуществят другие.

Эту симфонию Бетховен хотел посвятить «великому полководцу революции» НАПОЛЕОНУ. Но, узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен приходит в ярость: «Теперь он будет топтать ногами все человеческие права... ставить себя выше всех... и сделается тираном». Сверху донизу композитор разрывает лист, на котором написано посвящение. Симфония теперь будет называться «Героической».

Глухота усиливается. Бетховену всё трудней бывать с людьми, и только общение с природой, как и в детстве, наполняет его счастьем. Мир звуков несёт он теперь в себе самом. И этот прекрасный мир открывается в музыке «Пасторальной симфонии». В ней журчанье ручья и гомон птиц, живые шумы набежавшей грозы и простой напев пастушьего рожка.

Давно уже смолкли залпы революции, императоры и короли прочно сидят на своих престолах. Но Бетховен верен себе, независим и свободолюбив, как прежде. Повстречавшись на прогулке с австрийской императрицей и герцогами, Бетховен заставляет их расступиться и проходит, едва прикоснувшись к шляпе.

Искусству посвящена вся жизнь Бетховена. Погружённый в работу, он забывает о сне, о еде, о здоровье. Часто болеет, живёт в нужде. Он одинок, но сколько любви к людям, как много веры в добро в этом вспыльчивом и хмуром на вид человеке. В эту пору он создаёт Девятую, последнюю симфонию. Гимном «К радости» заканчивается она. Звучит широкая светлая мелодия. «Обнимитесь, миллионы!» — зовёт многоголосый хор. Музыка великого Бетховена зовёт людей к братству, свободе и счастью.



 

<-- БЕТОН И ЖЕЛЕЗОБЕТОН БИАНКИ В.В. -->