ПЕРЕДВИЖНИКИ
Всё началось с того, что 14 молодых художников поссорились с императорской Академией художеств. Они уже заканчивали своё учение в академии, им оставалось только последнее испытание: всем написать по картине на одну общую тему. Самому достойному должны были вручить золотую медаль.
Настал день испытания — 9 ноября 1863 г. За длинным столом, покрытым зелёным сукном, торжественно сидят профессора академии, сверкая орденами, которыми их наградил император. И не даром. Ведь они так старательно отвлекали своих воспитанников от волнующих событий жизни, от революционных идей, будораживших всю Россию. В стенах академии изучали только искусство прошлого, Писали картины лишь на сюжеты из мифов.
Вот и теперь выпускникам предложили очередной миф. Но к удивлению академиков, молодые художники один за другим подавали какие-то листочки и выходили за дверь. Они заявляли о своём праве писать картины на свободные темы, глубокие и понятные народу, отражающие современность. И поддерживал их один из самых передовых людей того времени, талантливый живописец и уважаемый педагог И. Н. Крамской.
Молодые художники решили создавать другое, новое искусство. Они поселились общей артелью, вместе работали, вместе обедали. Делили заказы и заработки. Жили бедновато, но весело. Их полотна зрители встречали с большим интересом. Вскоре эти художники, к которым примкнули новые сторонники, основали «Товарищество передвижных художественных выставок» и стали возить свои картины из города в город, пробуждая в людях революционные настроения, сочувствие к бедствиям простых людей, любовь к родной земле, такой «убогой и обильной, могучей и бессильной», как сказал о ней поэт Некрасов.
Художник В. Г. Перов с беспощадной правдивостью показывал мрачную, тяжёлую жизнь русского народа. Замученные дети везут по скользкой дороге огромную бочку воды. Крестьянка с двумя детьми провожает в последний путь мужа. Участники сельского крестного хода идут молить бога о помощи. Они ещё не знают, что освобождения можно добиться только «собственной рукой».
Но картина другого передвижника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» уже говорила о том, что в народе пробуждаются силы для борьбы за счастье. Это уже пролетарии, участники будущих революций.
К передвижникам присоединялись всё новые мастера. Передовые русские художники И. Репин, И. Шишкин, В. Васнецов, И. Левитан каждым своим полотном звали честных людей России на борьбу, воспитывали революционеров.
<-- | ПЕРВОМАЙ | ПЕРИКЛ | --> |