МОЛЬЕР Жан Батист



МОЛЬЕР Жан Батист (1622 - 1673) — одно из самых знаменитых в мировой литературе имён. Это имя Жан Батист придумал себе сам. Фамилия его отца, почтенного парижского обойщика, была Поклен. Отец желал, чтобы сын занялся тем же ремеслом.

Мольер Жан БатистОднако Жан Батист выбрал иную дорогу. Ещё малышом больше всего любил он отправляться с дедом в шумные, яркие, заполненные пёстрой толпой кварталы старого Парижа, где происходили представления знамениіых ярмарочных комедиантов.

Когда мальчик подрос, его отдали в школу, где он изучал древние языки — латинский и греческий, литературу и грамматику. В школьном театре часто ставили комедии старинных авторов, и в этих спектаклях, вероятно, принимал участие и будущий великий драматург.

После окончания школы Жан Батист решает стать актёром. Отец, узнав об этом, отказался давать ему деньги.

Его ждали лишения. Но молодой человек счастлив: он может, наконец, посвятить себя любимому делу. Вместе с несколькими друзьями, тоже страстно увлечёнными сценой, Мольер создаёт свой первый театр с гордым именем «Блистательный». Однако дела начинающих актёров идут плохо, и им приходится покинуть Париж.

В странствиях по родной земле рождаются первые пьесы Мольера. Их герой— весёлый, озорной, умный парень из народа. Он ловко преодолевает трудности, выпутывается из самых нелёгких положений, всегда оказывается умнее своих хозяев — дворян и купцов. Пьесы Мольера быстро завоёвывают любовь зрителей, и тогда труппа возвращается в Париж.

Мастерство Мольера растёт. Его зоркий глаз всё острее подмечает дурные, лживые стороны человеческого характера. Появляются новые пьесы. Театр Мольера всегда полон: здесь люди смеются. Смеются, закрываясь веером, напудренные маркизы в сверкающих украшениях, хохочут почтенные богатеи-буржуа, заливаются их румяные дочки, надрываются на галёрке бедные студенты. Да и можно ли не смеяться, глядя на ПЕРСОНАЖЕЙ мольеровских пьес! Но бывает, смех застревает в горле у зрителей, и на лицах застывает гримаса досады: они узнают на сцене самих себя, видят свои недостатки лучше, чем в зеркале.

Своими пьесами Мольер воюет против жадности и корыстолюбия, против чванства и глупости, против лицемерия, лжи, подлости. В комедии «Тартюф» Мольер издевается над духовенством и святошами, над теми, кто обманывает и обкрадывает людей, прикрываясь лицемерными словами о «воле божьей». Злая и смелая, эта комедия принесла Мольеру могущественных врагов — всех лицемеров и ханжей. Они добились запрещения комедии.

Мольер не только сочинял пьесы, но и играл в них: он был замечательным актёром. Последняя его пьеса — «Мнимый больной» — имела огромный успех. Мольер играл в ней главную роль — роль богача Аргана, притворившегося тяжко больным, чтобы внушить близким тревогу за свою жизнь. Арган, наслаждаясь волнением родных, не замечает, что причина этого — солидный сундук с золотом, стоящий у него под кроватью.

Накануне седьмого спектакля Мольеру внезапно стало плохо. Друзья тревожились за него, умоляли не выходить на сцену. Но он не отменил спектакля, а когда корчился от невыносимой боли, делал вид, что этого требует роль.

Мольер умер сразу же после спектакля. Враги постарались отомстить ему и после смерти: церковники не разрешили хоронить актёра на кладбище и позорили его память.

Но о Мольере живёт добрая память. Пьесы Мольера до сих пор помогают людям бороться с подлостью, лицемерием, жестокостью, заставляя зрителей смеяться и призадумываться.



 

<-- Моль МОНГОЛИЯ -->