МЕЛОДИЯ



В журнал «Пионер» однажды пришло письмо мальчика Сени. Он просил узнать у музыкантов, не наступит ли такое время, когда никто не сможет придумать новые сочетания певучих нот для новых мелодий. Ведь уже много лет народ и композиторы создают мелодии.

На Сенин вопрос советский композитор Сергей ПРОКОФЬЕВ ответил, что таких сочетаний миллиарды — их хватит на несколько миллионов лет.

«Мелодия» — слово греческое, древнее, означает «напев». Следовательно, «мелодичный» — значит «певучий, благозвучный». Мелодия выражает музыкальную мысль. Её можно спеть или исполнить на одном инструменте, если он певучий, как скрипка или флейта. Контрабас в ОРКЕСТРЕ редко передаёт мелодию, разве только нарочито грубую, или смешную, или страшную; зато барабаны совсем не могут сыграть напев.

Мелодия бывает то величаво спокойная, героическая, то словно подскакивающая, то вкрадчиво-мягкая, то широкая, плавная, льющаяся. Её облик меняет ритм: марш, полька, вальс, кадриль, песня имеют разный ритм.

По мелодиям — напевам — можно узнать характер народа, душу его. ГОГОЛЬ, когда услышал оперу ГЛИНКИ «Иван Сусанин», воскликнул восхищённо: «Сразу слышишь, где... русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого — опрометчивый мотив польской мазурки». Свои родные мелодии всегда сразу узнаёшь, и они всегда особенно дороги человеку.



 

<-- МЕЛ МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович -->