ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519). Это было почти пятьсот лет назад. Жители итальянского города Милана попрятались по домам. На улицах бесчинствуют захватчики-французы, грабят лавки, разбивают винные погреба. Вот они врываются на площадь и останавливаются поражённые.
— Вот это великан!—восклицает один из них.— Я бывал в Риме и во Флоренции, но не видел подобного чуда!
На высоком постаменте словно летит вперёд в мощном разбеге огромный конь. Кажется, будто грудь его дышит тяжело и напряжённо. Всадник в латах надменно глядит поверх голов иноземцев.
— «Франческо Сфорца», — читают французы.— Герцог Сфорца! Враг Франции! — И в воздухе свистят копья. От великана и его коня отваливаются куски.
Так в 1499 г. была разрушена модель статуи. Наследники герцога Франческо Сфорца не успели отлить статую из бронзы: надвигалась война, и бронза ушла на литьё пушек. Современники утверждали, что в мире не было произведения, столь же прекрасного и могучего.
Статую создал итальянец Леонардо да Винчи — великий скульптор, художник и архитектор. Но он был также и великим учёным: физиологом и ботаником, механиком и математиком, инженером и астрономом.
Любого из этих талантов могло бы хватить, чтобы заполнить целую жизнь. Но Леонардо жил в ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ, когда человечество пробуждалось от спячки средневековья.
Впервые после многих веков гнёта, невежества, суеверий люди жадно устремлялись навстречу всему новому, передовому. Они создавали близкое к жизни и к природе искусство, новую науку. Они стремились точно узнать, что такое свет и тень, движение и покой, цвет и звук, интересовались, как устроен и как живёт организм человека и животных. Люди этого времени были удивительно разносторонними. Но даже среди них Леонардо поражает широтой своих познаний и интересов.
Леонардо да Винчи жил в трудное и далёкое от нас время. Многие его творения остались незаконченными или погибли во время войн или по небрежности владельцев, из-за преследований церкви или смены правительств. Но и то, что дошло до нас, поражает высоким мастерством и глубиной мысли. Изумляет верностью изображения человеческих чувств «Тайная вечеря» — картина, написанная на стене итальянского монастыря. Лукавой и загадочной улыбкой светится лицо женщины на небольшой картине «Монна Лиза» («Джоконда»).
Леонардо любил людей и хотел облегчить их жизнь. В записных книжках Леонардо обнаружено огромное богатство: мудрые высказывания об искусстве, чертежи хитроумных машин, построенных лишь спустя столетия, догадки о происхождении гор, размышления о звёздах и рисунки, рисунки без конца. Человеческие лица и облака, деревья и складки материи, животные и цветы — всё это живёт на хрупких, пожелтевших листках. Много лет учёные собирали эти развеянные по всему свету листочки из записных книжек учёного.
Фигура Леонардо и сегодня, через полтысячи лет, кажется нам огромной, могучей, устремлённой вперёд.
<-- | ЛЁН И КОНОПЛЯ | ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич | --> |